Дмитрий Леонтьевич Калараш, летчик-истребитель, Герой Советского Союза

Дата:
21.02.2025
Событие:
Он принимал участие в Туапсинской оборонительной операции. Погиб геройски в наших горах. Навеки зачислен в списки воинской части. В честь него названы улицы в Люберцах, Хабаровске, в сочинском посёлке Лазаревском, Туапсе. И на этой улице в нашем городе находится СОШ № 11, получившая также его имя.
Дмитрий Калараш родился 12 декабря 1911 года в Киеве, в семье рабочего молдавского происхождения. Когда мальчику было два года, семья переехала в Амурскую область. Дима остался круглым сиротой в возрасте 8 лет и попал в детдом. Мальчишка всегда мечтал о небе, и когда, уже будучи комсомольцем, увидел лозунг «Молодёжь, на самолёт!», понял, что его мечта осуществится. Он стал военным лётчиком, успешно закончив Борисоглебскую авиашколу.
Калараш работал лётчиком-испытателем в НИИ ВВС. За это ещё до войны был удостоен своей первой высокой награды — ордена «Знак Почёта».
На фронте Великой Отечественной с первых дней. Его назначили заместителем командира 402-го истребительного авиационного полка. Уже в начале июля 1941 года его подразделение ушло на защиту Москвы. Сослуживцы вспоминали о Калараше как о неугомонном человеке, которому ни минуты не сиделось на земле. Получив боевой приказ, он бежал к своему самолёту с радостной улыбкой. За весь боевой путь ас лично уничтожил четырнадцать вражеских крылатых машин и ещё шесть в составе группы.
В 1942 году Дмитрия Калараша направили воевать в Крым и на Северный Кавказ в составе 236-й истребительной авиационной дивизии (5-й воздушной армии). Когда в часть прибыли новички, не знавшие воздушного боя, майор Калараш стал первым наставником пилотов. В один из июльских дней 1942 года с прибрежного аэродрома стартовали три советских истребителя, в том числе Калараш и один из молодых лётчиков. Ас заметил шесть мессершмиттов, приказал сомкнуть строй, идти в сторону солнца с набором высоты и приготовиться к атаке. Сблизившись с противником на сто метров, лётчики открыли прицельный огонь. За несколько минут ими было сбито два вражеских самолёта.
19 июля 1942 года под Ростовом-на-Дону был подбит самолёт комдива, генерала-майора авиации И.Д. Климова. Ему удалось покинуть боевую машину на парашюте, но заместитель командира Дмитрий Калараш до самого приземления прикрывал его от атак немецких истребителей, а затем сел прямо в поле, втащил раненного Климова в кабину и вместе с ним поднялся в воздух. 16 октября 1942 года лётчик-истребитель получил звание подполковника.
Спустя две недели, 29 октября, у дивизии — новое задание. Группа истребителей, которую возглавлял Калараш, вылетела из Лазаревского. Она должна была прикрыть штурмовиков, отправлявшихся под Туапсе. Немцы знали советского аса и за самолётом охотились. В районе горы Семашхо лётчики встретили противника, значительно превосходившего по силе. Ведомый, капитан Щиров, был подбит, из боя ушёл. Прикрывая его, Калараш сам попал под удар.
До недавнего времени считалось, что герой, отбивая атаки врагов, получил несколько ранений, израсходовал весь боезапас и бросил изрешеченную машину в лобовую атаку, протаранив вражеский истребитель. Раненый лётчик прыгнул с парашютом, но ударился о киль собственного самолёта. Его нашли и доставили в туапсинский госпиталь, где спустя несколько дней он умер.
Несколько лет назад местные поисковики обнаружили в районе горы Индюк обломки советского самолёта. И по ним установили, что машина принадлежала легендарному лётчику. Вместе с тем, после изучения фрагментов истребителя, выяснилось, что Калараш не совершал таран — самолёт был подбит не зенитной артиллерией, а истребительной авиацией противника и вошёл в землю с работающим двигателем. Получается, что доподлинно не установлено, как погиб советский летчик. В заключении военного врача указано, что смерть наступила от асфиксии из-за сдавливания грудной клетки. Встречалась информация, что аса нашли уже мёртвого.
Как бы ни погиб герой, он до последнего вздоха бесстрашно сражался с врагом. И высокое звание Героя Советского Союза он получил за свои боевые заслуги — к награде он был представлен ещё до своего последнего вылета.
В газете «Правда» от 9 ноября 1942 года вышла статья о Дмитрии Калараше. Материал готовился ещё в октябре и задержался по пути в Москву. Страна пока не знала, что мужественный советский истребитель погиб. В статье о нём рассказывал его однополчанин Герой Советского Союза Анатолий Кобликов:
«В борьбе за советский Кавказ широко известны стали имена майора Калараша и капитана Щирова… Это поистине мастера воздушного боя, советские асы. В одном из боёв шесть наших истребителей встретились с восемнадцатью вражескими самолётами. Калараш и Щиров, летевшие выше над нашими самолётами, обменялись сигналами, стремительно врезались с высоты в гущу вражеских машин и быстро рассеяли их. Противник, не приняв боя, поспешил уйти. Другой раз четыре наших истребителя прикрывали войска, а Калараш и Щиров охраняли прикрывающих от внезапного нападения. Возле одного населённого пункта нижний ярус заметил группу бомбардировщиков Ю-88 и три Ме-110 и пошёл на них в атаку. Тем временем над нашими истребителями появились два Ме-109Ф, на них и ринулись отважные лётчики. Первым, атакуя в хвост с расстояния в 35 метров, майор Калараш сбил один Ме-109Ф. Второй мессершмитт стал удирать».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года полковнику Дмитрию Леонтьевичу Каларашу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Количество показов: 245
Дмитрий Калараш родился 12 декабря 1911 года в Киеве, в семье рабочего молдавского происхождения. Когда мальчику было два года, семья переехала в Амурскую область. Дима остался круглым сиротой в возрасте 8 лет и попал в детдом. Мальчишка всегда мечтал о небе, и когда, уже будучи комсомольцем, увидел лозунг «Молодёжь, на самолёт!», понял, что его мечта осуществится. Он стал военным лётчиком, успешно закончив Борисоглебскую авиашколу.
Калараш работал лётчиком-испытателем в НИИ ВВС. За это ещё до войны был удостоен своей первой высокой награды — ордена «Знак Почёта».
На фронте Великой Отечественной с первых дней. Его назначили заместителем командира 402-го истребительного авиационного полка. Уже в начале июля 1941 года его подразделение ушло на защиту Москвы. Сослуживцы вспоминали о Калараше как о неугомонном человеке, которому ни минуты не сиделось на земле. Получив боевой приказ, он бежал к своему самолёту с радостной улыбкой. За весь боевой путь ас лично уничтожил четырнадцать вражеских крылатых машин и ещё шесть в составе группы.
В 1942 году Дмитрия Калараша направили воевать в Крым и на Северный Кавказ в составе 236-й истребительной авиационной дивизии (5-й воздушной армии). Когда в часть прибыли новички, не знавшие воздушного боя, майор Калараш стал первым наставником пилотов. В один из июльских дней 1942 года с прибрежного аэродрома стартовали три советских истребителя, в том числе Калараш и один из молодых лётчиков. Ас заметил шесть мессершмиттов, приказал сомкнуть строй, идти в сторону солнца с набором высоты и приготовиться к атаке. Сблизившись с противником на сто метров, лётчики открыли прицельный огонь. За несколько минут ими было сбито два вражеских самолёта.
19 июля 1942 года под Ростовом-на-Дону был подбит самолёт комдива, генерала-майора авиации И.Д. Климова. Ему удалось покинуть боевую машину на парашюте, но заместитель командира Дмитрий Калараш до самого приземления прикрывал его от атак немецких истребителей, а затем сел прямо в поле, втащил раненного Климова в кабину и вместе с ним поднялся в воздух. 16 октября 1942 года лётчик-истребитель получил звание подполковника.
Спустя две недели, 29 октября, у дивизии — новое задание. Группа истребителей, которую возглавлял Калараш, вылетела из Лазаревского. Она должна была прикрыть штурмовиков, отправлявшихся под Туапсе. Немцы знали советского аса и за самолётом охотились. В районе горы Семашхо лётчики встретили противника, значительно превосходившего по силе. Ведомый, капитан Щиров, был подбит, из боя ушёл. Прикрывая его, Калараш сам попал под удар.
До недавнего времени считалось, что герой, отбивая атаки врагов, получил несколько ранений, израсходовал весь боезапас и бросил изрешеченную машину в лобовую атаку, протаранив вражеский истребитель. Раненый лётчик прыгнул с парашютом, но ударился о киль собственного самолёта. Его нашли и доставили в туапсинский госпиталь, где спустя несколько дней он умер.
Несколько лет назад местные поисковики обнаружили в районе горы Индюк обломки советского самолёта. И по ним установили, что машина принадлежала легендарному лётчику. Вместе с тем, после изучения фрагментов истребителя, выяснилось, что Калараш не совершал таран — самолёт был подбит не зенитной артиллерией, а истребительной авиацией противника и вошёл в землю с работающим двигателем. Получается, что доподлинно не установлено, как погиб советский летчик. В заключении военного врача указано, что смерть наступила от асфиксии из-за сдавливания грудной клетки. Встречалась информация, что аса нашли уже мёртвого.
Как бы ни погиб герой, он до последнего вздоха бесстрашно сражался с врагом. И высокое звание Героя Советского Союза он получил за свои боевые заслуги — к награде он был представлен ещё до своего последнего вылета.
В газете «Правда» от 9 ноября 1942 года вышла статья о Дмитрии Калараше. Материал готовился ещё в октябре и задержался по пути в Москву. Страна пока не знала, что мужественный советский истребитель погиб. В статье о нём рассказывал его однополчанин Герой Советского Союза Анатолий Кобликов:
«В борьбе за советский Кавказ широко известны стали имена майора Калараша и капитана Щирова… Это поистине мастера воздушного боя, советские асы. В одном из боёв шесть наших истребителей встретились с восемнадцатью вражескими самолётами. Калараш и Щиров, летевшие выше над нашими самолётами, обменялись сигналами, стремительно врезались с высоты в гущу вражеских машин и быстро рассеяли их. Противник, не приняв боя, поспешил уйти. Другой раз четыре наших истребителя прикрывали войска, а Калараш и Щиров охраняли прикрывающих от внезапного нападения. Возле одного населённого пункта нижний ярус заметил группу бомбардировщиков Ю-88 и три Ме-110 и пошёл на них в атаку. Тем временем над нашими истребителями появились два Ме-109Ф, на них и ринулись отважные лётчики. Первым, атакуя в хвост с расстояния в 35 метров, майор Калараш сбил один Ме-109Ф. Второй мессершмитт стал удирать».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года полковнику Дмитрию Леонтьевичу Каларашу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Количество показов: 245